Волчья пасть - особенности хирургии за рубежом
Волчья пасть (расщелина неба) – наиболее часто встречающийся врожденный порок. Частота его неуклонно растет, и за последние несколько десятилетий увеличилась наполовину. Правильное формирование неба нарушается в силу генетической мутации плода под действием различных неблагоприятных причин в период беременности матери.
Различают неполное расщепление, когда оно захватывает лишь мягкое небо, и полное, когда оно распространяется на кости верхней челюсти. При переходе дефекта неба на верхнюю губу возникает сочетание двух пороков – волчьей пасти и заячьей губы.
Дефект неба грубо нарушает дыхание, сосание, глотание, а также дальнейшее нормальное формирование лицевого скелета и мягких тканей челюстно-лицевой области. Такие дети часто страдают воспалительными заболеваниями дыхательной системы и лор-органов, плохо прибавляют в весе и из-за постоянного кислородного голодания головного мозга у них постепенно развивается отставание в интеллектуальном развитии.
В ведущих зарубежных клиниках над устранением этих комплексных нарушений работает целая бригада специалистов:
- педиатры и отоларингологи обеспечивают нормальное физическое развитие ребенка в условиях препятствий для нормального дыхания и кормления. Для этого подбираются специальные обтураторы, применяются особые правила кормления, проводится профилактика воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей и уха;
- пластические и челюстно-лицевые хирурги проводят поэтапную реконструктивную пластику челюстно-лицевой зоны;
- стоматологи обеспечивают правильное формирование прикуса и устраняют его нарушения;
- неврологи предупреждают гипоксическое повреждение головного мозга;
- логопеды занимаются постановкой правильного звуковоспроизведения.
Одномоментно устранить волчью пасть возможно только в случаях небольших дефектов, образующих короткий и узкий дефект мягких тканей неба. В относительно легких случаях незаращения твердого неба требуется не менее двух вмешательств, а часто – до семи и более. Причем операция на мягких тканях возможна не ранее достижения ребенком возраста 4-х месяцев, а на твердых – через год и более после первой.
Каждый пациент требует индивидуальной хирургической тактики, так как протяженность, форма, степень выраженности дефекта и комбинации его с другими пороками всегда неповторимы. Кроме незаращения неба при этой аномалии всегда изменены взаиморасположение и точки фиксации множества мышц заинтересованной зоны, что тоже требует обязательной коррекции. Таким образом, эти сложнейшие задачи могут быть решены только:
- высококвалифицированным пластическим хирургом, имеющим опыт работы в педиатрической реконструктивной пластике;
- при наличии современного анестезиологического, микрохирургического, электрохирургического, другого необходимого оборудования и качественных расходных материалов;
- если в учреждении имеется квалифицированный средний медицинский персонал, владеющий навыками выхаживания детей с челюстно-лицевыми пороками как на дооперационном, так и послеоперационном этапах.