Рак носоглотки – всё о заболевании
Рак носоглотки составляет менее четверти процента всех злокачественных опухолей. Этот факт, а также неспецифичность клинических проявлений, особенно в начале заболевания, приводит к позднему выявлению и распространению патологического процесса как на окружающие ткани, так и в отдаленные органы.
Носоглотка – это полость между носом и верхней частью глотки, сзади ограниченная костями основания черепа. Поэтому именно поражением черепно-мозговых нервов нередко дебютирует рак носоглотки на стадиях местного распространения. Его типичные симптомы:
- заложенность носа;
- кровянистые выделения из носа и со слюной;
- боли при глотании и открывании рта;
- косоглазие и двоение в глазах;
- снижение слуха и чувство заложенности в ушах;
- онемение и боли в лице;
- неприятный запах.
Распространение опухоли на лимфоузлы шеи внешне проявляется ее деформацией. А метастазы в шейные позвонки, легкие и органы брюшной полости сопровождаются соответствующими симптомами со стороны этих органов и тканей – болями и нарушением функций.
Диагностика рака носоглотки - методы
Для диагностики рака носоглотки, определения его гистологической формы и степени распространения проводится:
- назофарингоскопия, передняя и задняя риноскопия – эндоскопические исследование носоглотки, в ходе которых выполняется биопсия и мазки-отпечатки. Полученный материал затем подвергается гистологическому, цитологическому и цитогенетическому исследованиям;
- лабораторные исследования крови (клинические и биохимические), включая полимеразную цепную реакцию для определения титра антител к вирусу Эпштейна-Барра и его ДНК, с которым связывают большинство случаев рака носоглотки;
- ультразвуковое исследование (УЗИ) лимфоузлов шеи, брюшной полости и забрюшинного пространства;
- пункция увеличенных региональных лимфоузлов под контролем УЗИ с последующим цитологическим и гистологическим исследованием пунктата;
- компьютерная томография костей черепа с внутривенным введением контрастного вещества;
- компьютерная, магнитно-резонансная и позитронно-эмиссионная томография позвоночника, легких, органов брюшной полости для выявления отдаленных метастазов.
Операция и другие методы лечения рака носоглотки
Из-за особенностей локализации рака носоглотки радикальное хирургическое удаление опухоли возможно только в начальных стадиях, пока она не распространилась на области, которые невозможно резицировать. Кроме традиционной хирургии в таких случаях используются также:
- удаление опухоли с помощью лазера;
- фотодинамическая терапия, когда предварительно повышают чувствительность опухолевых клеток к свету (сенсибилизируют) специальным препаратом, а затем освещают их высокоинтенсивным лазерным лучом. В результате происходящей при этом фотохимической реакции раковые клетки погибают;
- радиочастотная абляция – уничтожение опухолевых клеток термическим способом с помощью целенаправленного воздействия на них радиоволнами.
В случаях, когда возможно хирургическое удаление пораженных раком тканей, дополнительно назначают также химиотерапию и лучевую терапию. У остальных пациентов опухоль лечится консервативно, и эти методы становятся для них основными.
Неоадъювантная (предоперационная) химиотерапия позволяет в некоторых случаях перевести нерезектабельные опухоли в доступные хирургическому удалению. В этих случаях иссекают опухоль, регионарные лимфоузлы, часть мышц шеи, слюнных желез и сосудов. Все подобные операции включают реконструктивно-пластический этап для минимизации последствий резекции тканей. Химиопрепараты назначают в виде:
- системной полихимиотерапии. Широко применяются «Цисплатин», «Карбоплатин», «5-фторурацил», «Доцетаксел», «Паклитаксел», «Блеомицин», «Метотрексат» в различных протоколах, нередко – в сочетании с иммунотерапией;
- селективной химиотерапии, в ходе которой препараты вводятся в артерии, питающие опухоль. Такая избирательная химиотерапия позволяет создать в очаге максимальную концентрацию средства, сведя к минимуму его токсическое воздействие на организм в целом.
Лучевая терапия применяется в качестве: неоадъювантной и адъювантной. Химио-лучевая терапия – обычная практика в лечении рака носоглотки. При этом используют:
- дистанционную лучевую терапию в современных модификациях, позволяющих сфокусировать высокую дозу лучевой энергии на опухоли, оградив от облучения здоровые ткани. Чаще всего это метод IMRT. Модуляция интенсивности излучения происходит в соответствии с составленным с помощью компьютерных программ индивидуальным планом облучения для каждого пациента;
- брахитерапию – контактную лучевую терапию, когда источник излучения помещается непосредственно в опухоль или в ее ложе после удаления в виде радиоактивных зерен, гранул, игл.
Иммунотерапия на продвинутых стадиях болезни в сочетании с традиционной химиотерапией и лучевой терапией позволяют значительно повысить их эффективность и продлить жизнь пациентов. При раке носоглотки эффективны, например:
- «Бевацизумаб» – рекомбинантное, приближенное к человеческому по структуре (гуманизированное) моноклональное антитело, блокирующее фактор роста эндотелия сосудов и препятствующее поэтому образованию сосудистой сети опухоли;
- «Цетуксимаб» – химерное моноклональное антитело, нейтрализующее эпидермальный фактор роста. Также участвует в разблокировании подавленной в опухоли программы апоптоза (запрограммированной гибели клеток) и препятствует миграции и метастазированию раковых клеток;
- ингибиторы ферментов, необходимых в жизнедеятельности раковой клетки: «Сорафениб», «Пазопаниб», «Эрлотиниб».
Специалисты общей практики в нашей стране имеют небольшой опыт в диагностике и лечении пациентов, страдающих раком носоглотки. В то же время в профильных центрах по лечению опухолей головы и шеи на базе крупных зарубежных клиник они составляют значительную часть. Эти центры укомплектованы современным диагностическим оборудованием, аппаратурой для малоинвазивной, лазерной, радиочастотной и криохирургии, фокусированной лучевой терапии и локальной химиотерапии, а врачи имеют ежедневный опыт помощи подобным пациентам. Итогом комплексного подхода к лечению местнораспространенного рака носоглотки в таких условиях является полная резорбция (рассасывание) опухоли у 85% пациентов, не менее чем трехлетняя выживаемость – в 93% случаев, в том числе без рецидива – в 65%.