Прорыв в лечении рака груди - генетическая диагностика в Израиле
Рак молочной железы весьма распространен в онкологии, но успешно поддает излечению на ранних стадиях. В Израиле берут на лечение не только пациентов с первой стадией, но даже запущенные случаи с метастазами, подбирая для каждого правильную терапию. Разумеется, чем раньше выявлено заболевание, тем успешнее лечение - это правильно работает практически для всех онкологических заболеваний.
Лечение рака молочной железы зависит, прежде всего, от характеристик опухоли и ее стадии. Каждая женщина с диагнозом "рак груди" должна сперва понять, нужна ли ей операция, если да, то на каком этапе она проводится. Именно врач решает вопрос, нужно ли комбинировать операцию с химиотерапией и биологической терапией, или это должно быть гормональное лечение или комбинация гормонального лечения с новыми видами таргетной терапии, иммунотерапия.Если в странах СНГ и в России применяют стандартные протоколы химиотерапии, то в Израиле возможности медицины обширнее, врачи занимаются проблемой глубже и учитывают разные факторы: сперва проводится генетическая диагностика опухоли, и только на основании её характеристик подбирается технология лечения. Такой персонализированный подход к опухоли можно назвать настоящим прорывом в онкологии.
Каждая пациентка, приезжающая на лечение в Израиль, проходит гистологическое исследование новообразования, врачи выполняют необходимые окрашивания и выявляют более отчетлив различные компоненты клеток и тканей. С помощью ПЭТ КТ определяют стадию опухоли. Если речь идет о локальной стадии болезни, когда онкология еще не распространилась в другие органы, имеет смысл учитывать молекулярные аспекты опухоли: возможно лучше будет начать лечение не с операции, а с преоперационной терапии. Уникальность подхода к лечению рака груди в Израиле - это мультидисциплинарный подход к болезни: это значит, что для каждого онкологического случая в клинике собирается консилиум врачей, где рассматривается совместные протоколы лечения, согласовывается этап операции с хирургами и онкологами, радиологи говорят свое мнение о необходимости лучевой терапии, генетики и узкоспециализированные специалисты - о применении таргетной и биологической терапии, альтернативных методик. Решение принимается коллегиально в каждом конкретном случае.
Профессор Ирина Стефански уже больше 25 лет занимается лечением рака различной локализации и на сегодняшний день занимает пост руководителя онкологического отделения клиники Ихилов. Для каждой пациентки профессор Стефански старается подобрать индивидуальную схему лечения: очень важно, как говорит профессор, "подобрать схему лечения для пациента, а не пациента для схемы лечения".
Одной из последних методик, способствующих эффективному лечению рака молочной железы, является молекулярно-генетическая диагностика BRCA1 и BRCA2. Этот метод позволяет установить наследственную предрасположенность к раку и таким образом выявить повышенный риск. В Израиле эти исследования рекомендуют пройти практически всем женщинам с раком груди (и пациенткам молодого возраста и более пожилым). Тест может еще до начала заболевания помогать женщинам принять решение о том, делать ли операцию, с учетом индивидуальных рисков. позволит женщинам принимать более информированное решение о том, делать ли превентивную операцию. Врач сопоставляет результаты диагностики с возрастом пациентки, характеристиками молочной железы, ее плотностью и другими факторами, чтобы спрогнозировать процентную вероятность заболевания.
Другое важное исследование, применяемое в клинике Ихилов - это генетический тест Oncotype DX, который анализирует активность группы генов, влияющих на характеристики и развитие опухоли. Онкотайп (Oncotype DX) выявляет риск возникновения у женщины рецидива эстроген-рецептор положительного (ER-положительного) рака молочной железы и полезность последующей химиотерапии. Вторая полезная характеристика, о которой говорит исследование - это риск возникновения у пациентки рецидива протоковой карциномы молочной железы in situ, включая риск развития нового инвазивного рака в той же молочной железе, а также вероятность того, что женщина получит от проведенной лучевой терапии после операции. Проще говоря, результаты теста Oncotype DX в сочетании с другими признаками рака могут помочь принять обоснованное решение о том, стоит ли проводить химиотерапию, какие буду последствия.
Иногда такая проверка серьезно помогает понять, что в данном случае можно обойтись и без химиотерапии - тогда пациентка получает только гормональное лечение и лучевую терапию. В 70% случаев при определенных характеристиках опухоли молочной железы химиотерапия оказывается не нужна. При метастазах генетическая диагностика анализирует мутации в опухоли для подбора дополнительного варианта лечения - это может быть иммунотерапия, которая бывает даже эффективнее химиотерапии. Преимущество такого подхода - это подбор определенных протоколов лечения именно под конкретную опухоль, исходя из её характеристик.
Как правило, после оперативного вмешательства и при определенных свойствах опухоли в Израиле пациенткам назначают тест Маммапринт. Исследование показывает риск возврата болезни в течение 10 ближайших лет и тот эффект, который можно получить при добавлении химиотерапии. При высоком риске рецидива добавление химиотерапии улучшает результат больше, чем на 30%. Если же диагностика говорит о низком риске возврата болезни, то добавление химиотерапии не создаст никакого преимущества, а пациентка только получит лечение, которое ей даже не нужно, и будет страдать от побочных действий необоснованно.
Пациенткам с метастазирующим раком молочной железы в Израиле предлагают пройти медикаментозную терапию, которая применяется и как первая и как вторая линия лечения (если первый протокол оказался неэффективным). Врачи подчеркивают, что за последние годы продолжительность жизни у людей с раком груди значительно увеличилась: раньше пациентки жили максимум 3 года, сейчас живут гораздо больше, качество жизни при этом улучшается.
В клиниках Израиля также практикуют методы лечения рака молочной железы у беременных женщин: современные правильно подобранные протоколы химиотерапии не вызывают проблемы у плода. Решение о подборе препарата принимается совместно с гинекологами, пациентку ведут в клинике вплоть до дальнейшего родоразрешения, которое чаще всего происходит еще до окончания химиотерапии.