Перекрестная трансплантация почки в Турции
Одно из главных условий успешного приживления и длительного функционирования пересаженной почки – совместимость ее с организмом пациента. Если оно не соблюдается, трансплантат атакуется иммунной системой нового хозяина. В лучшем случае это приводит к его хронической дисфункции, сокращающей срок службы и ухудшающей качество функционирования пересаженного органа. В худшем – к сверхострому отторжению и разрушению пересаженной почки, из-за чего ее приходится срочно удалять.
Профилактика отторжения пересаженной почки в Турции
В Турции пересаживают почки иностранным пациентам только от живого родственного донора, достигшего совершеннолетия. Он должен иметь не менее чем четвертую степень кровного родства или являться супругом реципиента.
В 98 случаях из 100 такие операции приводят к успешному приживлению трансплантата. Однако несовместимость тканей донора и реципиента ухудшают этот показатель минимум на 20%. Поэтому в турецких центрах трансплантации проводят тщательное предоперационное обследование пациента и его донора, в том числе, и на совместимость.
Совместимость по группе крови (система AB0) определяется в первую очередь. Но совместимости пары «донор-реципиент» по группе крови недостаточно для успешной операции.
Не менее важно установить тканевую совместимость по HLA (человеческим лейкоцитарным антигенам). Они располагаются на поверхности клеток и «отвечают» за распознавание в организме «своего» и «чужого». Несоответствие по системе HLA запускает в организме реципиента иммунный ответ, направленный на отторжение чужой почки. Для выявления этого несоответствия проводится тест cross-match на наличие в крови реципиента антител, специфичных к антигенам донора. Если их уровень повышен, риск отторжения почки, пересаженной от этого донора, высок, и операция противопоказана или чревата серьезными осложнениями.
Как решается вопрос несовместимости донора и реципиента при пересадке почки
До появления программы перекрестной трансплантации при несовместимости донора и реципиента врачу приходилось выбирать всего из двух вариантов. Первый – перенести жизненно необходимую операцию на неопределенный срок в ожидании подходящего донора, второй – идти на повышенный риск отторжения трансплантата, пытаясь снизить его после операции сложным и не всегда эффективным лечением.
Теперь реципиент из несовместимой со своим донором пары может получить почку от донора из другой пары. А донор из первой пары, в свою очередь, отдаст почку совместимому с ним реципиенту из второй пары. В центрах трансплантации Турции накоплен большой и успешный опыт подобных операций. Перекрестная трансплантация между двумя-тремя парами – обычная для них практика. Но есть у турецких трансплантологов и совершенно уникальный опыт, имеющий международный резонанс.
Уникальная реализация программы перекрестного донорства почки в Турции
В декабре 2019 года в отделении трансплантации внутренних органов стамбульской клиники Медикана была успешно выполнена беспрецедентная по своим масштабам одномоментная перекрестная трансплантация почек сразу в семи парах «донор-реципиент». Каждая из этих родственных пар была несовместима по тканям, зато доноры в них идеально подходили для реципиентов из других пар. В результате все пациенты с хронической почечной недостаточностью получили почки, совместимые с их организмами.
Каждая пара находилась в отдельной операционной. Уникальным вмешательством, продолжавшимся 10 часов, руководил профессор Мурат Тунчер (Prof.Dr. MURAT TUNCER), пересадивший за свою четвертьвековую практику 4500 тысяч почек – больше всех в мире. Всего в операции участвовали 12 врачей, включая 8 опытных трансплантологов, и 10 медицинских сестер.
Этот исключительный опыт продемонстрировал новые возможности медицины, подарив надежду многочисленным пациентам, нуждающимся в пересадке почки. И, конечно, дал повод для гордости турецким трансплантологам, открывшим всему миру, насколько велик потенциал перекрестного донорства. Профессор Мурат Тунчер подчеркивает, что теперь есть все основания увеличить число операций с перекрестным донорством почки в 4-6 раз по сравнению с нынешними 5% в общем количестве выполненных трансплантаций.