Кохлеарная имплантация - всё, что нужно знать об операции
Проблема сенсоневральной тугоухости оставалась нерешенной вплоть до разработки и внедрения в клиническую практику кохлеарных имплантатов. Дело в том, что наиболее частой ее причиной является повреждение волосковых клеток улитки (cochlea) внутреннего уха. Они обеспечивают преобразование звукового сигнала в электрические импульсы. Именно в таком виде звуковая информация может быть доставлена по слуховому нерву в кору височной доли головного мозга, воспринята и осознана.
Поврежденные кохлеарные рецепторы восстановить невозможно, поэтому единственной возможностью обрести слух пациентам с сенсоневральной тугоухостью при условии сохранности слухового нерва является кохлеарный имплантат – протез, способный заместить их функцию.
Он состоит из двух частей:
- имплантируемая. В нее входят приемник, имплантируемый в кости черепа и цепь электродов, устанавливаемая в улитку внутреннего уха. Эта часть имплантата функционирует пожизненно;
- съемная. Включает заушный слуховой аппарат с микрофоном и микроскопическим речевым процессором и передатчик электрических импульсов. Он устанавливается снаружи головы в проекции имплантированного приемника и удерживается его магнитным полем. Съемная часть требует замены каждые пять лет.
Кохлеарная имплантация – сложное дорогостоящее вмешательство, не имеющее смысла без послеоперационной реабилитации, чаще всего тоже очень сложной и продолжительной. Поэтому перед операцией тщательно определяются показания к ней, и проводится детальная диагностика.
Двусторонняя нейросенсорная тугоухость тяжелой степени при сохранении функций слухового нерва и отсутствии эффекта от использования слухового аппарата – основное показание для установки кохлеарного имплантата.
Также очень важна приверженность пациента послеоперационной реабилитации или готовность родителей тратить много сил и времени для занятий с детьми после операции. Если ребенок страдает врожденной нейросенсорной тугоухостью, то есть человеческая речь и все остальные звуки никогда не были ему доступны, реабилитация и обучение коммуникации посредством речи занимают несколько лет. Лучший возраст для операции в подобных случаях – от полутора до двух лет. Тогда ребенок успевает полностью адаптироваться к имплантату, развить восприятие речи и собственную речевую продукцию к школьному возрасту. При этом он не отстает от ровесников и может посещать обычную школу.
Предоперационная диагностика включает:
- детальное исследование органа слуха;
- компьютерную или магнитно-резонансную томографию внутреннего уха и костей черепа;
- консультацию невролога;
- консультацию психолога.
Это делается для исключения состояний, когда кохлеарная имплантация становится технически невозможной или бессмысленной. К ним относятся:
- аномальное строение улитки внутреннего уха;
- облитерация (заращение) улитки;
- несостоятельность слухового нерва, его невринома и другая ретрокохлеарная патология;
- очаговые изменения головного мозга;
- выраженное интеллектуальное снижение.
Операция проводится под наркозом и занимает от одного до трех часов. Это сложное хирургическое вмешательство с использованием микрохирургических технологий. Мощная увеличительная операционная оптика и специальный инструментарий позволяют опытному хирургу установить имплантат с высокой точностью и минимизировать риск послеоперационных осложнений.
Кратко схема операции может быть представлена следующим образом. После наступления наркоза:
- освобождают от мягких тканей часть сосцевидного отростка височной кости в заушной области;
- высверливают в ней вместилище для приемника электрических импульсов;
- через рассечение сосцевидного отростка получают доступ к стенке барабанной полости;
- в улитке проделывается отверстие, через которое вводится один из электродов, второй помещается под височную мышцу;
- правильность расположения и работоспособность имплантата проверяют в конце операции с помощью тестов и рентгенографии.
В последние годы в иностранных сурдологических центрах все чаще выполняется бинауральная кохлеарная имплантация – установка кохлеарных имплантатов с двух сторон. Это облегчает различение звуков, повышает качество звучания, позволяет определять местоположение источника звуков и выделять из них необходимые даже на фоне посторонних шумов.
Приблизительно через месяц, после полного заживления операционной раны подключают речевой процессор и начинают настройку наиболее комфортного по тембру и громкости звуку. Вся полученная информация вносится в программу процессора. Ранее слышащие пациенты проходят сеансы настройки в течение нескольких недель или месяцев. Пациенты с врожденной тугоухостью адаптируются несколько лет. В итоге и те, и другие получают возможность абсолютно полноценной, практически без ограничений, жизни.
Важное преимущество установки кохлеарных имплантатов в зарубежных клиниках – большой многолетний опыт специалистов в выполнении подобных вмешательств, которые поставлены там на поток. В нашей стране за год выполняется не более полутора тысяч таких операций, из них 1300 – в Москве и Санкт-Петербурге. Понятно, что по объективным причинам наши врачи, особенно работающие не в столичных клиниках, хуже ориентируются в сложных, неординарных ситуациях, связанных с кохлеарной имплантацией.
Также за рубежом существует стройная система послеоперационной реабилитации, которая не менее важна, чем установка самого имплантата, особенно для людей с врожденной сенсоневральной тугоухостью и глухотой, не представляющих, что такое звук.
Ведущие зарубежные центры слухопротезирования используют модели кохлеарных имплантатов лучших мировых производителей – Med-El (Австрия), Bionics Advanced (США), MXM (Франция). Германия недавно выпустила на рынок кохлеарные имплантаты последнего поколения из материалов с памятью формы, обеспечивающие полное соответствие с улиткой внутреннего уха и особенно высокое качество звуковоспроизведения.