Глиобластома – современное лечение в Берлине
Глиобластома – наиболее опасная злокачественная опухоль головного мозга. Она быстро растет, не имеет четких границ, образуя микроскопические очаги продолженного роста на расстоянии 4 см и более от основного конгломерата. Состоит из генетически разнородных клеток, по-разному или совсем не реагирующих на химиопрепараты. Поэтому ее лечение представляет значительные трудности.
Сегодня средняя продолжительность жизни пациентов с глиобластомой не превышает полутора лет. Однако в развитых странах проводятся интенсивные и обнадеживающие разработки новых методов ее лечения, а исполнение уже имеющихся методик доведено до совершенства, позволяя продлить пациентам жизнь, улучшить ее качество и повысить шансы дождаться более эффективных средств.
Так, в Германии особенно много усилий направляется на повышение эффективности лечения глиобластом и других опухолей с низким потенциалом выживаемости пациентов. Нейроонкология и, в частности, поиск методов борьбы с глиобластомой – ведущее направление научных разработок профессора Питера Вайкочи, возглавляющего список лучших европейских нейрохирургов. В Берлине профессор Питер Вайкочи руководит службой нейрохирургии старейшей университетской клиники Шарите и еженедельно оперирует пациентов, страдающих глиобластомой мозга.
Хирургическое удаление – основной метод лечения глиобластомы. Качество операции определяет все дальнейшее течение болезни. К сожалению, радикальное удаление глиобластомы невозможно, так как она не имеет четких границ и имеет рассеянные микроскопические невидимые очаги. Тем не менее, максимально возможное иссечение опухоли улучшает состояние пациента, нормализует внутричерепное давление, способствует регрессу неврологического дефицита, повышает эффективность дальнейшей химио- и лучевой терапии.
Как лечат глиобластому в Берлине?
Профессор Питер Вайкочи всегда стремится удалить всю видимую ткань глиобластомы, страхуя от повреждения функционально значимые зоны мозга. Для этого он использует:
- нейронавигацию при планировании и выполнении операции;
- нейроэндоскопическую ассистенцию в ходе манипуляций с глубоко расположенными глиобластомами;
- микрохирургическую диссекцию опухоли с помощью операционных микроскопов, тщательно анализируя видимо здоровые ткани и участки некроза, кровоизлияний, отека, пограничного роста опухоли;
- флуоресцентную навигацию на основе 5-аминолевулиновой кислоты. Будучи введенной в кровеносное русло перед операцией, она избирательно поглощается клетками опухоли. Операционные микроскопы со специальными модулями позволяют идентифицировать патологические ткани по флуоресценции и выполнить более полную резекцию.
Лучевая терапия – второй по значимости метод лечения глиобластомы. В Берлине для облучения глиобластомы после удаления основной массы опухоли или в случаях, когда операция невозможна, применяют разные режимы фракционной лучевой терапии. Их цель – сфокусировать максимальную дозу излучения на ткани опухоли, минимально задействовав при этом здоровые клетки.
Химиотерапия часто сочетается с лучевой терапией. В силу малой проницаемости для химиопрепаратов гематоэнцефалического барьера и разной чувствительности к химиопрепарату разных клеток одной опухоли, этот метод лечения не является основным в лечении глиобластом. Тем не менее, лучший эффект получают от применения темозоломида.
В Берлине для лечения глиобластомы, особенно в случаях появления рецидива после первично пройденной терапии, применяют экспериментальные методики. В основе многих из них лежат два подхода – активизация противоопухолевой деятельности иммунной системы и определение сигнальных путей, контролирующих рост опухоли. В числе методов, позволяющих лучше, сдерживать рост опухоли:
- иммунотерапия дендритными клеточными вакцинами;
- CAR T-клеточная терапия. Этот метод генноинженерной модификации направлен на борьбу с «невидимостью» клеток опухоли для иммунной системы. В полученные из крови пациента T-лимфоциты вводят CAR (аббревиатура от англ. «химерные антигенные рецепторы»), способные точно распознавать клетки глиобластомы и передавать своему носителю T-лимфоциту сигнал на их уничтожение;
- интраоперационная фотодинамическая терапия;
- имплантация радиоактивных зерен в опухоль или ее ложе после удаления;
- LAK-терапия лимфокин-активированными киллерами, выделенными из опухоли пациента и специально культивированными вне тела.