ДЦП – виды реабилитации в зарубежных клиниках
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, возникающее в результате врожденного и, значительно реже, приобретенного поражения или дефекта развития головного мозга. Как правило, это влечет тяжелый неврологический дефицит в виде:
- нарушения произвольных движений;
- парезов и параличей конечностей;
- невозможности принимать и удерживать произвольную позу, самостоятельно сидеть и ходить;
- расстройств координации;
- речевых нарушений;
- отставания в психическом и физическом развитии;
- нарушения функции тазовых органов;
- патологических изменений поведения.
В случаях тяжелого ДЦП могут присутствовать в выраженной степени все эти нарушения. Более легкие формы проявляются лишь некоторыми из перечисленных расстройств. Тяжесть течения и особенности клинической картины обусловлены объемом повреждения головного мозга и степенью вовлечения тех или иных его структур – зон представительства разных функций и проводящих путей.
Какой бы формой ДЦП ни страдал ребенок, он нуждается в обязательной реабилитации. Причем достигнутые результаты напрямую зависят от сроков ее начала, полноты и качества проведения реабилитационной программы. Свойства нейропластичности (способность нервных клеток функционировать в новом режиме и образовывать дополнительные связи для выполнения несвойственных им ранее функций погибших нейронов под влиянием определенных воздействий) в наибольшей мере проявляются только спустя короткое время после повреждения. Поэтому реабилитацию целесообразно начинать с самого раннего возраста ребенка.
Задачи реабилитация и вовлеченные специалисты
Лучшие реабилитационные центры отличаются:
- индивидуальностью подхода, основанного на учете особенностей нарушения в каждом случае;
- комплексностью мероприятий;
- их систематичностью и последовательностью;
- преемственностью методик с целью закрепления и наращивания достижений;
- объективной текущей оценкой результатов и, при необходимости, коррекцией программы.
Решаются главные задачи:
- коррекции двигательных нарушений;
- восстановления речи и других высших функций;
- социальной адаптации;
- эмоционального и личностного развития;
- максимальной мобилизации индивидуальных возможностей.
В этой работе принимают участие:
- неврологи;
- психологи;
- логопеды;
- эрготерапевты;
- физиотерапевты;
- массажисты;
- мануальные терапевты;
- ортопеды;
- реабилитологи;
- инструкторы по разным видам реабилитационной терапии – аппаратному тренингу, арт-терапии, бальнеотерапии, анималотерапии.
Достижение стабильных результатов возможно только при длительных ежедневных систематических занятиях по нескольку часов в день на протяжении от полугода до нескольких лет. Поэтому лучшие реабилитационные центры мира работают по системе «обучения реабилитации». Например, в клиники Турции можно приехать со своим врачом, который в течение одной-двух недель освоит индивидуальную программу реабилитации своего пациента и будет продолжать ее в своей стране. Это позволяет обеспечить должный уровень помощи детям при значительной экономии средств их семей.
Комплексный подход в реабилитации ДЦП
Поскольку при ДЦП отмечаются многочисленные нарушения разной степени тяжести, работают по принципу достижения промежуточных целей. Деление всего процесса на этапы, которые реально достижимы в определенный промежуток времени, позволяет добиваться зримых успехов и мотивировать маленьких пациентов и их родителей на дальнейшую работу.
С детьми занимаются уже с годовалого возраста. Большинство занятий проводится в игровой форме, что позволяет, не утомляя ребенка, многократно повторять стереотипные движения и стимулы, вырабатывая правильные стереотипы.
Широко используются:
- авторские реабилитационные методики, например, войта-терапия, бобат-терапия;
- занятия в тренажерных залах с использованием всевозможных снарядов – параллельных стеллажей, гребных тренажеров, педальных тренажеров рук и ног, велотренажеров, всевозможных лесенок, мостиков, переходов, лабиринтов и геометрических форм;
- занятия на автоматизированных, тренажерах, позволяющих освоить детям навыки сидения, самостоятельного передвижения, выполнения целенаправленных движений конечностями, туловищем и головой, тонких движений пальцами рук. Это программируемые аппараты, многие из которых используют в работе принцип обратной биологической связи. Дети видят зависимость качества демонстрируемого изображения или звучания мелодии от того, как они выполняют упражнение. В итоге формируются правильные стереотипы движений и поз;
- занятия в лечебных костюмах с опорными элементами и системой тяг, соответствующей мышцам разных групп – сгибателям, разгибателям, пронаторам, супинаторам. Действуя как эластичный внешний каркас, такой костюм облегчает обучение детей ходьбе;
- собирание мозаики, пазлов, игра на музыкальных инструментах, изготовление аппликаций развивают не только мелкую моторику кисти, но и функции речи, зрительного и слухового восприятия;
- принятие ванн, занятия в бассейне снижают повышенный мышечный тонус, улучшают координацию, облегчают движения и вызывают положительные эмоции;
- великолепные парки, которыми окружены лучшие детские реабилитационые центры – это не только место для прогулок. Разные на ощупь природные материалы, растения, покрытия дорожек служат для развития сенсорных зон головного мозга, а постоянно меняющийся рельеф способствует закреплению навыков ходьбы и сохранения равновесия;
- анималотерапия – один из любимейших детьми видов восстановительной терапии. Занятия под руководством тренера со специально обученными лошадьми и дельфинами вызывают у них эмоциональный подъем. А тесный контакт с ними, плавание и верховые прогулки стимулируют слаженную работу всех мышц и органов чувств.
Реабилитация в специализированных зарубежных центрах обеспечивает комплексный и индивидуальный подход благодаря созданным условиям для оптимальных комбинаций десятков восстановительных методов – от анималотерапии до занятий на сложных компьютеризированных тренажерах. В результате почти у 95% детей нормализуется мышечный тонус, около 70% начинают самостоятельно сидеть, более 20% – ходить без посторонней помощи, около 80% приобретают правильную установку головы, около 90% улучшают координацию и мелкую моторику рук.